buttons

Установка тахографов с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер

Установка тахографов с СКЗИ носит рекомендательный характер. И не более этого. Современное законодательство дает возможность перевозчику выбрать какой тахограф ставить. Установка тахографа обязательна, но тахограф должен соответствовать в первую очередь Техническому регламенту (ПП 720) и Международному законодательству (ЕСТР и Технический регламент Таможенного союза (с 01.01.2015)). Тахографы соответствующие требованиям Технических регламентов и ЕСТР (тахографы международного образца), и тахографы с СКЗИ могут устанавливаться и эксплуатироваться на территории России без ограничения. Однако, владение тахографом с СКЗИ может привести к огромным расходам и даже, разорению компаний. Юридическое обоснование всего вышесказанного приведено ниже.

Требование наличия блока СКЗИ в тахографе носит исключительно рекомендательный характер, и не ограничивает эксплуатацию и установку тахографов без такового блока. Наличие блока СКЗИ в тахографе определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к объектам технического регулирования, коим является тахограф (Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств ПП-720, приложение 1, таблица 4, пункт 65), могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (ПП-720), в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает, на то, что нормативные акты (приказ №36) изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеют исключительно рекомендательный характер. Так же, этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму о использовании в первоочередном порядке международных соглашений касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Одно из них это соглашение ЕСТР, а второе вступает в силу 01 января 2015 года – Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС). Таким образом обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента (ПП-720), в контексте с Международным соглашением ЕСТР и ТР ТС, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографы, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер.

В не зависимости от территории использования (международные перевозки или внутрироссийские), необходимо наличие, а при отсутствии установка, любого тахографа, имеющего сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств и соответствующего техническим требованиям Международных соглашений, в частности ЕСТР.

Имеющиеся на транспортных средствах тахографы международного образца (ЕСТР) необходимо отремонтировать и откалибровать. Ограничений по их эксплуатации НЕТ!

Обоснование и разъяснение.

На территории России основным обязывающим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 “О безопасности дорожного движения” с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности статья 20 пункт 1: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: … оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее – тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона, его положения реализуются путем: разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения к любой продукции обязательных требований, таких как разработка, проектирование (включая изыскания), производство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация, называется Техническим регулированием. «Вершиной» законодательства в области технического регулирования является Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со всеми последними изменениями. Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливает документ под названием Технический регламент (статья 2 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» с последними изменениями). Таким образом, обязательные технические характеристики тахографа, как продукции, автокомпонента и объекта технического регулирования, а также требования к его соответствию законодательной базе РФ определятся Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года).

Также необходимо отметить статью 4 пункт 5 ФЗ №184 «О техническом регулировании»: Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

В случае тахографии, такие международные соглашения есть – это ЕСТР и Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. ЕСТР было ратифицировано 31.08.1978 года и обязательно для исполнения Российской Федерацией. В этом соглашении предъявляются и технические требования к тахографам, используемым на колесном транспорте. Оставаясь членом соглашения, Российская Федерация подтверждает, что требования ЕСТР являются достаточным условием для обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за режимами труда и отдыха водителей на своей территории.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) о безопасности колесных транспортных средств вступает в силу с 01 января 2015 года. Требования ТР ТС подлежат неукоснительному соблюдения со стороны всех членов Союза, и эти требования едины. Тахографы международного образца ЕСТР полностью соответствуют требованиям ТР ТС.

Таким образом, тахограф, допущенный к эксплуатации на колесном транспорте на территории РФ, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать требованию Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года), в частности Приложению №9 пункт 65, а также требованиям международного соглашения ЕСТР, а с 01 января 2015 года и ТР ТС.

Соответствие тахографа Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года) подтверждается Сертификатом (статья 20-22 ФЗ-184).

Во исполнение Федерального закона №196 “О безопасности дорожного движения”, в частности статьи 20, Правительством РФ вынесено Постановление № 1213 от 23.11.2012 года: требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

На основании этого, Минтранс издает приказ №36 от 13 февраля 2013 года, в котором установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, закреплены правила использования тахографов, утверждены правила обслуживания тахографов, установлены правила контроля работы тахографов, а также ряд технических требований к тахографам, одним из которых является наличие в тахографах блока криптозащиты СКЗИ. Так же, Минтранс Приказом №273 от 21.08.2013 вносит Порядок оснащения транспортных средств тахографами, который также устанавливает категории и виды транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами, и сроки оснащения транспорта тахографами.

Исходя из статьи 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», а именно: Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, следует, что технические требования к тахографу предъявляемые в приказах Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года №273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

Таким образом, на данный момент допускается установка и эксплуатация без ограничения срока на транспортных средствах тахографов, соответствующих требованию Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств и Международным соглашениям одновременно. К таким тахографам относятся тахографы международного образца, соответствующие требованиям ЕСТР. Использование и установка тахографов с блоком криптозащиты СКЗИ носит добровольный характер, однако стоит заметить, это сопряжено с большими трудностями и не малыми финансовыми затратами в течение всего срока эксплуатации тахографа с СКЗИ.

На каком транспорте и когда обязательно наличие тахографа:

  • все транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, максимальной массой свыше 3,5 тонн – до 1 апреля 2014 года;
  • все автобусы, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров – до 1 июля 2014 года;
  • грузовые автомобили, максимальной массой более 15 тонн, предназначенные (внимание!!! не используемые!) для междугородней перевозки грузов – до 1 июля 2014 года;
  • грузовые автомобили, максимальной массой более 12 тонн – до 1 сентября 2014 г;
  • грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 тонн, но не более 12 тонн – до 1 апреля 2015 года.

За исключением (тахографы не устанавливаются на транспортные средства):

  • автобусов, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 1126;
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов;
  • автобетоносмесителей;
  • автогудронаторов;
  • автокранов;
  • автомобилей скорой медицинской помощи;
  • автоэвакуаторов;
  • пожарных автомобилей;
  • транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
  • транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинских комплексов на шасси транспортных средств;
  • автолавок;
  • автобусов для ритуальных услуг;
  • автомобилей-домов;
  • бронированных транспортных средств;
  • самоходных сельскохозяйственных машин;
  • передвижных лабораторий и мастерских;
  • передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств;
  • учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Комментарии закрыты.

Visit Us On TwitterVisit Us On Google PlusVisit Us On Facebook