Часто задаваемые вопросы … FAQ
Согласно статье 11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством с неисправным тахографом влечет за собой штраф:
3-5 тыс. руб. для физического лица;
7-10 тыс. руб. для должностного лица;
15-25 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя;
20-50 тыс. руб. для юридического лица.
Однако статья содержит важное исключение: инспектор ДПС не имеет права выписать штраф, если тахограф сломался во время пути. Проблема заключается в том, что факт поломки во время дороги необходимо доказать.
Как доказать, что тахограф сломался во время пути?
Во-первых, перед каждым выездом на маршрут обязательно следует делать распечатку технических данных тахографа, где будет указаны ФИО водителя, информация о транспортном средстве, сведения о калибровках и т.д. – то есть те данные, которые помогут установить, что перед выходом транспортного средства в рейс тахограф функционировал нормально. Эту распечатку можно будет продемонстрировать в качестве доказательства инспектору ДПС.
Во-вторых, можно связаться с мастерской по обслуживанию тахографов и записать разговор на диктофон. Делать это необязательно, но запись, возможно, поможет лишний раз убедить инспектора в том, что вы едете в сервисный центр для устранения поломки.
Как действовать водителю в случае поломки?
В российском законодательстве нет прямых указаний на случай поломки тахографа во время пути. Основным нормативным документом в такой ситуации считается Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 165/2014 от 4 февраля 2014 г. Согласно ему, с вышедшим из строя тахографом можно ездить только обратно (к месту, откуда водитель выехал), либо в мастерскую по обслуживанию тахографов (перечень мастерских можно найти на сайте ФБУ «Росавтотранс»).
Ездить с неисправным тахографом можно до 7 дней с момента его поломки и только в том случае, если тахограф сломался в дороге.
Выходить в рейс с неисправным тахографом запрещено.
Важно понимать, что поломка тахографа не отменяет необходимость вести учет режима труда и отдыха, предписанную Приказом N 424 Минтранса РФ. Поэтому в случае поломки нужно незамедлительно начать вести отчет о поездке вручную. Для этого на оборотной стороне тахографической термобумаги есть специальный шаблон с пиктограммами.
Отметки можно вести обычной ручкой. Каждый час необходимо вносить новые данные о режиме труда и отдыха водителя, заштриховывая соответствующий квадрат. Учет ведется таким образом до момента ремонта тахографа (не более 7 дней). При проведении дорожного контроля инспектор имеет право запросить все регистрационные листки с момента выхода тахографа из строя. На момент контроля бланк должен быть заполнен до текущего времени, заполнять бланк наперед запрещено.
Фотофиксация заявителя (владельца сертификата) – это подтверждение личного присутствия заявителя в офисе при подаче заявления или получения расписки, представляет собой контрольное фото заявителя с заявлением или распиской в руках.
На данный момент нет утверждённых технических требований к фото. Рекомендованные правила по проведению фотофиксации следующие: Фотографировать можно на обычный смартфон, фотоаппарат или камеру. Заявитель в кадре держит в руках на уровне груди первый (титульный) лист заявления или расписки в адрес УЦ «АТЛАС-КАРТ». Обратите внимание, шаблоны заявлений и расписок обновились. На фотографии четко видны лицо заявителя и сам документ. Фон не важен. Качество фотографии должно быть хорошим, чтобы при просмотре на компьютере можно было разобрать, что написано на листе, а QR-код был доступен для распознавания. Рекомендуется делать фотографии в разрешении 1920×1080, которое позволяет проверить распознание QR-кода приложением смартфона. Полученная фотография загружается в дополнительное вложение «Контрольная фотография».
Инструкция по загрузке контрольной фотографии >> Пока не утверждены технические требования планируется выборочная проверка наличия фотофиксации и проверка при подозрении на нарушения. После утверждения технических требований появится автоматизированная система контроля. ПВК и мастерским рекомендуется создать собственную систему хранения контрольных фотографий, чтобы предоставить их по запросу УЦ. В Интерфейсе заказов карт тахографа фотографию владельца сертификата с заявлением в адрес УЦ «АТЛАС-КАРТ» можно загрузить в дополнительное вложение «Контрольная фотография» в формате JPG или PNG. В заявлениях и расписках в адрес УЦ появилось согласие на обработку биометрических данных: «Даю Удостоверяющему центру АО «АТЛАС-КАРТ» свое согласие на обработку моих биометрических персональных данных (фотография), собранных в процессе идентификации моей личности в целях приема настоящего заявления».
Фотофиксация заявителя (владельца сертификата) – это подтверждение личного присутствия заявителя в офисе при подаче заявления или получения расписки, представляет собой контрольное фото заявителя с заявлением или распиской в руках.
Если заявитель отказывается фотографироваться, он должен собственноручно написать отказ в свободной форме на имя руководителя УЦ «АТЛАС-КАРТ». В отказе необходимо обязательно указать контактный телефон для обратной связи с владельцем сертификата. В заявлении и расписке необходимо от руки зачеркнуть согласие на обработку биометрических данных: «Даю Удостоверяющему центру АО «АТЛАС-КАРТ» свое согласие на обработку моих биометрических персональных данных (фотография), собранных в процессе идентификации моей личности в целях приема настоящего заявления». Скачать образец отказа от фотофиксации в формате PDF >>
Кто выпускает сертификат?
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – Сертификат) на владельца карты водителя выпускается аккредитованным удостоверяющий центром (УЦ).
Кто присылает уведомление?
После выдачи Сертификата УЦ, в соответствии с 63-ФЗ «Об электронной подписи», обязан направить информацию о выданном сертификате в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). После получения информации о выпущенном сертификате ЕСИА информирует об это владельца сертификата через портал государственных услуг (Госуслуги). Обратите внимание! ЕСИА хранит только информацию о Сертификате.
Для чего нужен сертификат?
Сертификат необходим для проверки подлинности электронной подписи и ее принадлежности владельцу сертификата. Сертификат, в соответствии приказом Минтранса РФ N 440, должен в обязательном порядке содержаться в каждой карте тахографа (п. 94 Приложения N 1) и в блоке СКЗИ (НКМ) тахографа (п. 5 Приложения N 1). Сертификат выпускается в паре с ключом подписи. Ключ подписи хранится на карте тахографа или блоке СКЗИ (НКМ) тахографа.
Может ли кто-то незаконно завладеть электронной подписью из карты тахографа и использовать ее в преступных целях?
Нет, ключ подписи хранится на карте тахографа или в блоке СКЗИ (НКМ) тахографа в защищённом виде и не может быть извлечен.
При подаче заявления на изготовление карты тахографа в адрес организации-изготовителя также заполняется заявление в адрес Удостоверяющего центра (УЦ) на создание и выдачу ключей электронной подписи и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат). Обязательным условием при приеме документов на выпуск квалифицированного сертификата и при выдаче карты является проведение следующих процедур:
личная идентификация водителя по основному документу, удостоверяющему личность, фотофиксация водителя для подтверждения личного присутствия водителя в офисе.
Процедура фотофиксации представляет собой фотографирование водителя с заявлением или распиской в адрес УЦ. Подписывая заявление или расписку в адрес УЦ, водитель дает согласие на обработку биометрических данных (фотофиксацию).
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, указаны в Приказе Минтранса России от 28.10.2020 N 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”.
Ниже представлен список транспортных средств, которые попали под исключение, согласно Приказу N 440.
транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями “Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г.”;
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N 2 и N 3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные: дезинфекционные и бурильные установки, лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами;
транспортные средства органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи;
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Согласно Приказу Минтанса РФ № 339 от 15 октября 2019 г, с 1 января 2021 года все грузовики и автобусы с максимальным весом более 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам, должны быть оборудованы тахографом.
Стоит подчеркнуть, что это касается даже тех частных владельцев, которые не занимаются коммерческой деятельностью.
При этом владельцев средних и малых грузовиков данное требование не касается.
За нарушение закона таких владельцев транспортных средств ожидает штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей по статье 11.23 КоАП РФ.
Установить на транспортное средство тахограф, соответствующий Приказу Минтранса России от 28.10.2020 N 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” можно в мастерских, сведения о которых внесены в перечень мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.
Перечень сведений о мастерских опубликованный на официальном сайте Росавтотранс, в разделе «Система тахографического контроля РФ-> Сведения о мастерских».