buttons

Регламент выполнения работ сервисным центром (мастерской)

Установка тахографа.

Регламент выполнения работ сервисным центром (мастерской).

1. Активизация блока СКЗИ тахографа.

 Последовательность действий мастера при активизации блока СКЗИ следующая:

1) Вставляем карту мастерской в карт-ридер интернет-клиента.

2) В программе активизации СКЗИ выбираем начало новой активизации.

3) Вводим все необходимые данные о владельце транспортного средства, записываем их на карту и извлекаем её.

4) В установленный тахограф, на экране которого написано «Выполните шаг 1», вставляем карту мастерской и вводим пин-код.

5) Дожидаемся, пока тахограф обработает информацию с карты мастерской, и на экране появится надпись «Выполните шаг 2», извлекаем карту.

6) Вставляем карту мастерской в карт-ридер интернет-клиента.

7) В программе активизации СКЗИ формируем запрос на активизации и дожидаемся ответа от сервера.

8) После получения ответа записываем информацию на карту мастерской и извлекаем её из карт-ридера.

9) Вставляем карту мастерской в тахограф и вводим пин-код.

10) Дожидаемся, пока произойдёт активизации блока СКЗИ, и на экране появится надпись «Выполните калибровку».

11) Извлекаем карту мастерской.

12) Блок СКЗИ активизирован.

Обслуживание установленного на транспортное средство неактивизированного тахографа включает:

1) ввод с использованием специализированного оборудования идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров в тахограф;

2) аутентификацию тахографом карты мастерской и карты предприятия и его автоматическую активизацию;

3) передачу тахографом в автоматическом режиме в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства;

4) сохранение блоком СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства в энергонезависимой памяти;

5) запись на карту мастерской данных для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

6) направление запроса в аккредитованный удостоверяющий центр и ФБУ “Росавтотранс” на выпуск квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

7) запись на карту мастерской квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

8) ввод через тахограф с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа после ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской;

9) проверку функционирования тахографа, включая выполнение им функции разграничения доступа к данным;

10) направление в ФБУ “Росавтотранс” сведений о тахографе и блоке СКЗИ тахографа для учета в соответствующих перечнях.

2. Настройка (корректировка) установочных данных тахографа и его проверка.

После активизации блока СКЗИ тахограф должен полностью обеспечивать контроль доступа к функциям и соответствующим данным. Для этого мастер вносит в память тахографа все известные на данный момент параметры настройки.

Функции регистрации и хранения данных в памяти тахографа после его активизации должны быть полностью работоспособными.

Если тахограф включается первый раз после выпуска с завода, то необходимо активизировать блок СКЗИ (см. п 3.1.), далее запускается режим инициализации, при котором мастер имеет возможность установить режим настройки параметров  и записать в память значения  всех известных на данный момент настроечных параметров.

После активизации блока СКЗИ тахограф должен полностью обеспечивать контроль доступа к функциям и соответствующим данным. Для этого мастер вносит в память тахографа все известные на данный момент параметры настройки.

Функции регистрации и хранения данных в памяти тахографа после его активизации должны быть полностью работоспособными.

После установки тахографа производится его настройка. Первичная настройка должна включать ввод регистрационного номера транспортного средства (VRN) и должна производиться не позже, чем через две недели после установки или присвоения регистрационного номера транспортного средства, в зависимости от того, какое из этих событий наступает позже. После ввода VRN и VIN необходимо произвести регистрацию транспортного средства в блоке СКЗИ.

По завершении настройки тахографа он считается полностью готовым к работе и полностью выполняет свои функции контроля согласно требованиям Приказа.

Настройка тахографа должна быть проведена при наступлении любого из ниже перечисленных событий:

– произошел ремонт тахографа (замена бумаги в печатающем устройстве не считается ремонтом);

– произошло изменение значения характеристического коэффициента транспортного средства – w;

– произошло изменение значения эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства – l или замена шин;

– часы, показывающие время UTC, спешат или отстают более чем на 20 минут;

– произошло изменение регистрационного номера транспортного средства (VRN);

– со времени последней настройки прошло два года (24 месяца, 104 недели).

Настройка состоит из операций, которые частично повторяют операции, указанные в разделе проверка, но они необходимы для проведения и в процессе настройки тахографа, именно поэтому эти операции выполняются в комплексе.

Настройка подразделяется на ряд операций:

– активизация блока СКЗИ при первом включении тахографа и последующих заменах данного блока;

– проверка наличия и целостности шильдика изготовителя  на  тахографе с указанием данных: товарный знак изготовителя, наименование и год изготовления устройства, серийный номер устройства;

–  проверка наличия и целостности таблички мастерской с данными по настройке тахографа и данными о мастерской, производившей эту настройку;

–   проверка наличия и целостности заводской пломбы  на тахографе;

– проверка наличия и целостности пломб мастерской на всех компонентах, влияющих на правильность регистрации параметров движения тахографа;

– проверка целостности корпуса тахографа, соединительных кабелей и разъемов в пределах визуального доступа;

– считывание и перенос данных из памяти тахографа в архив мастерской;

– определение и запись в память тахографа постоянной тахографа (k), соответствующей измеренному характеристическому коэффициенту транспортного средства (w);

– корректировка текущего времени UTC и установка поправки на местное время (при необходимости);

– корректировка текущего показания счетчика пробега;

–  обновление или подтверждение других параметров, заложенных в тахографе: идентификация транспортного средства, показатели w и l, размер шин и регулировка устройства ограничения скорости (при наличии);

– проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей (при необходимости);

– проверка работоспособности устройств считывания карточек тахографа;

– проверка работоспособности кнопок управления тахографа;

– проверка работоспособности печатающего устройства;

– проверка работоспособности  индикаторного устройства;

– установка таблички настройки параметров тахографа;

– пломбировка значимых компонентов тахографа;

– измерение с автоматической записью в память тахографа характеристического коэффициента транспортного средства – w.

Измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w мастер может производить на роликовом стенде, либо использовать линейный участок и один из методов фиксированной дистанции, в зависимости от имеющегося в его распоряжении оборудования. В любом случае, используемое для данной операции оборудование, с помощью которого непосредственно производится измерение характеристического коэффициента транспортного средства – w, должно быть перечислено в списке допущенного оборудования согласно требований Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 №36  «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов,  установленных на транспортные средства».

Корректировка текущего времени UTC доступная водителю, позволяет ему изменять текущее время в пределах максимум 1 минуты с интервалом не менее 7 дней.

Мастер в режиме настройки может изменять текущее время без каких-либо ограничений. Кроме этого мастер, при необходимости, устанавливает поправку на местное время, которое является вспомогательным информационным параметром удобным водителю.

Время, устанавливаемое мастером в тахографе должно соответствовать:

– единому мировому скоординированному времени (UTC).

Мастер устанавливает или подтверждает действительное показание счетчика пробега, которое хранится в памяти тахографа. Мастер фиксирует на тестовом регистрационном листке показания пробега на момент поступления ТС в мастерскую, и после окончания работ.

По результатам произведенных замеров эффективной длины окружности ведущих колес транспортного средства, с использованием необходимого оборудования, а также определении других параметров, которые требуются для правильной настройки тахографа (марка шин, ограничение скоростного режима движения, регистрационный и идентификационный номера транспортного средства и прочие параметры настройки, указанные производителем тахографа), производится запись параметров настройки в память тахографа. После настройки действительных параметров транспортного средства мастер обязан выполнить комплексное тестирование и определить погрешность измерения тахографом значимых параметров движения транспортного средства.

В результате выполнения комплексного тестирования должен быть получен контрольный регистрационный листок, который прикладывается к документу о выполнении соответствующей операции и хранится в мастерской.

Процесс настройки и калибровки производится в следующих условиях, которые должны рассматриваться в качестве обычных условий испытания:

– транспортное средство в снаряженном состоянии без груза;

– давление в шинах соответствует инструкциям изготовителя;

– износ шин в пределах, допускаемых национальным законодательством;

– транспортное средство движется вперед на своем двигателе по прямой линии по ровной дороге.

Измеряемое расстояние должно составлять не менее 20 метров, для проведения этого испытания могут также использоваться и другие альтернативные методы, например, метод фиксированной дистанции или использование соответствующего испытательного стенда при условии обеспечения сопоставимой точности.

Для проведения проверки функционирования тахографа предусмотрены специальные тестовые программы, которые заложены в память тахографа. Эти программы позволяют осуществить комплексную проверку функционирования всех режимов тахографа и работоспособность органов управления, печатающего устройства, дисплея, слота считывателей карточек тахографа.

После завершения настройки установленного тахографа на него, должна устанавливаться четко видимая и легко доступная табличка с параметрами настройки. После каждой настройки, проведенной мастером, на месте прежней таблички устанавливается новая.

На табличке должны содержаться, как минимум, следующие данные:

– название, адрес или фирменный знак мастера или мастерской (который содержит название и адрес);

– характеристический коэффициент транспортного средства в форме “w = imp/km”… (“w = … имп./км”);

– постоянная тахографа в форме “k = … imp/km” (“k = имп./км”);

– эффективная окружность шин ведущих колес в форме “l = … mm” (“l = мм”);

– типоразмер шин (маркировка);

– дата определения характеристического коэффициента транспортного средства и измерение эффективной окружности шин колес;

– идентификационный номер транспортного средства.

3. Проверка тахографа.

Мастерская обязана производить весь комплекс технологических операций, предусмотренный понятием проверка работоспособности тахографа. В понятие проверка входит определение состава и методов выполнения операций, при которых происходит проверка на соответствие тахографа требованиям Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 №36  «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов,  установленных на транспортные средства». Частично операции проверки входят в состав операций настройки тахографа. Проверка может производиться, как отдельная операция, либо в комплексе с другими операциями.

Операции проверки подразделяются на визуальные и функциональные.

Визуальная проверка или осмотр позволяет убедиться в легальности использования тахографа на транспортном средстве и подразделяется на следующие операции:

– проверка соответствия внешних условий для возможности дальнейшего проведения настройки тахографа (в случае совместного выполнения операций по проверке и настройке);

– проверка наличия и целостности таблички изготовителя тахографа на корпусе тахографа с указанием данных: торговой марки изготовителя  тахографа и год изготовления тахографа, серийный номер тахографа;

– проверка наличия и целостности таблички мастерской с данными по настройке тахографа и данными о мастерской, производившей эту настройку (за исключением установки и первичной настройки тахографа);

– проверка наличия и целостности заводской пломбы на тахографе;

– проверка наличия и целостности пломб мастерской на всех компонентах, влияющих на правильность регистрации параметров движения тахографом (за исключением установки и первичной настройки тахографа);

– проверка целостности корпуса тахографа, соединительных кабелей и разъемов в пределах визуального доступа (за исключением установки и первичной настройки тахографа);

– проверка функционирования блока СКЗИ в тахографе.

Функциональная проверка позволяет убедиться в правильности функционирования тахографа и подразделяется на ряд операций:

– считывание и перенос данных из памяти тахографа и блока СКЗИ в архив мастерской;

– проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей;

– проверка работоспособности устройств считывания карточек тахографа;

– проверка работоспособности кнопок управления тахографа;

– проверка работоспособности печатающего устройства;

– проверка работоспособности дисплея тахографа;

– занесение данных о результатах проведенной проверки в отчетную документацию мастерской.

4. Техническое обслуживание тахографа.

Техническое обслуживание тахографа включает:

1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;

2) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;

3) обновление или подтверждение других параметров, в том числе  характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), размера шин, регистрационного номера транспортного средства (VRN).

5. Периодические проверки тахографа.

Периодические проверки тахографа, установленного на транспортные средства, должны проводиться не реже одного раза в два года и предусматривают:

1) проверку правильности работы тахографа;

– считывание и перенос данных из памяти тахографа в архив мастерской,

– проверка правильности переключения режимов труда и отдыха водителей,

– проверка работоспособности устройств считывания карточек тахографа,

– проверка работоспособности кнопок управления тахографа,

– проверка работоспособности печатающего устройства,

– проверка работоспособности дисплея тахографа.

– занесение данных о результатах проведенной проверки в отчетную документацию мастерской.

2) проверку наличия сведений о тахографе в перечне моделей оборудования и в перечне используемого оборудования;

3) наличие установочной таблички с данными;

4) целостность пломб на тахографе.

Периодические проверки проводятся с целью установления, что:

1) тахограф работает в соответствии с установленными требованиями;

2) положения о максимальных допусках при установке настроечных данных соблюдены;

3) сведения о тахографе внесены ФБУ “Росавтотранс” в перечень сведений об используемом оборудовании;

4) имеется установочная табличка;

5) пломбы на тахографе не нарушены;

6) размер шин соответствует нормам.

6. Измерение погрешностей.

Измерение погрешностей при установке или в ходе эксплуатации тахографа должно проводиться при следующих стандартных условиях испытаний:

1) транспортное средство в снаряженном состоянии без груза;

2) давление в шинах соответствует инструкциям организации-изготовителя;

3) износ шин в пределах, разрешенных законодательством Российской Федерации;

4) движение транспортного средства: транспортное средство, приводимое в движение собственным двигателем, должно двигаться прямолинейно по ровной поверхности со скоростью 50 +/-5 км/ч; испытание может также проводиться на соответствующем испытательном стенде при условии обеспечения аналогичной точности.

 7. Проверки тахографов, установленных на транспортные средства.

 Проверки тахографов, установленных на транспортные средства, должны производиться:

1) после ремонта тахографа;

2) после замены шин (изменение эффективной окружности шин);

3) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

4) изменения регистрационного номера транспортного средства;

5) замены в тахографе блока СКЗИ тахографа.

8. Замена  блока СКЗИ тахографа.

После замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться следующие процедуры:

1) ввод с использованием специализированного оборудования идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров в тахограф;

2) аутентификацию тахографом карты мастерской и карты предприятия и его автоматическую активизацию;

3) передачу тахографом в автоматическом режиме в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства;

4) сохранение блоком СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства в энергонезависимой памяти;

5) запись на карту мастерской данных для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

6) направление запроса в аккредитованный удостоверяющий центр и ФБУ “Росавтотранс” на выпуск квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

7) запись на карту мастерской квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа;

8) ввод через тахограф с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа после ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской;

9) проверку функционирования тахографа, включая выполнение им функции разграничения доступа к данным;

10) направление в ФБУ “Росавтотранс” сведений о тахографе и блоке СКЗИ тахографа для учета в соответствующих перечнях.

9. Ремонт тахографа.

 При осуществлении ремонта или демонтажа тахографа первой операцией выполняется проверка тахографа, которая осуществляется с целью зафиксировать возможные нарушения системы защиты информации. Необходимо также сохранить данные из памяти тахографа. Мастер должен осуществить загрузку данных с тахографа для их передачи соответствующему транспортному предприятию.

В случае невозможности считывания данных из памяти тахографа по причине выхода его из строя  мастер обязан выдавать транспортному предприятию свидетельство, подтверждающее невозможность загрузки данных в том случае, когда неисправность тахографа не позволяет загрузить ранее записанные данные даже после ремонта, произведенного данной мастерской. Мастерские хранят копию каждого выданного свидетельства в течение, как минимум трех лет.

После демонтажа и ремонта тахографа мастер обязан записать в память тахографа те данные, которые идентифицировали транспортное средство до выполнения операции демонтажа и позволяли ему корректно выполнять свои функции, например пробег, ограничение по скорости, параметры взаимодействия с панелью приборов транспортного средства и внешним оборудованием. Эту процедуру мастер выполняет в процессе осуществления настройки тахографа.

При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”[7], Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Замена тахографа в связи с его поломкой или окончанием срока его эксплуатации.

После вывода тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или окончанием срока эксплуатации:

1) мастерские должны выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их предприятию;

2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение предприятию. Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382);

3) направить информацию в ФБУ “Росавтотранс” для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.

11. Направления в ФБУ “Росавтотранс” сведений о переданном тахографе и сведений об утилизированном тахографе.

Транспортное предприятие по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа:

1) осуществляет его утилизацию;

2) обеспечивает направление информации в ФБУ “Росавтотранс” для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень.

12. Ведение документации и сохранение данных в электронном архиве.

Основным принципом отчетности мастерской должно быть обязательная фиксация всех выполняемых операций во внутренней документации мастерской и в электронном архиве. На основе анализа этой документации и архивных данных сотрудники контролирующих органов могут сделать вывод о соответствии выполняемых работ требованиям Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 №36  «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов,  установленных на транспортные средства» и качестве их выполнения.

Работы, выполняемые мастерской, должны соответствовать нормативным документам РФ: – «Требования к мастерским по обслуживанию тахографов», «Положение о мастерской по обслуживанию тахографов», «Регламент работы мастерской по обслуживанию тахографов», «Требования к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы».

Вся документация хранится в архиве мастерской и уничтожается только с обязательным заполнением документов, в которой указывается ф.и.о. сотрудника, за какой период и какие архивные документы были уничтожены.

Электронные данные из памяти тахографа, при выводе их из эксплуатации, или в иных случаях по запросу инспектирующих органов или владельцев транспортных средств, а также карточек мастера обязаны храниться в электронном архиве мастерской, как минимум 3 года, также как и документация. И уничтожаться таким же порядком, как и документация.

Для переноса данных из памяти тахографа и карточек мастера предназначены считыватели данных и программы архивирования и анализа данных. Архивирование данных выполняется системой управления базой данных и должно обеспечивать, как минимум, дублирование архива базы данных.

Программа обработки данных также предназначена для оформления отчетных документов мастерской, печатания наклеек и выдачи данных на экспорт по требованию владельца ТС или контролирующих органов.

13. Контроль качества выполнения работ.

Мастерская проводит периодический контроль качества выполнения работ, руководствуясь рекомендациями ФБУ “Росавтотранс”, которые доводятся до сведения мастерской, и в которых указаны методики и процедуры мероприятий по контролю качества выполнения работ мастерской.

Мастерская предоставляет свою документацию инспектирующим сотрудникам для проведения контроля качества.

Мастерская выполняет рекомендации контролирующих органов, направленные на повышение качества выполнения работ, и устраняет замечания по качеству работ.

Установка тахографа в Иваново на следующий день после осмотра и оплаты.

Visit Us On TwitterVisit Us On Google PlusVisit Us On Facebook